Allbanks.ru • крупнейший каталог банков
по названию банка по городу по номеру лицензии
ВсеАБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯA—Z0—9

Путешествие из Нальчика в Безнальчик

14.06.2017
Путешествие из Нальчика в Безнальчик
Иллюстрация: Inmagine.com

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова сказала, что «перейти на безналичное обращение максимально быстро — одна из главных задач Банка России». И эти слова не могут не настораживать.

Преимущества безналичной экономики прекрасно известны, и спорить с ними нет смысла. Но слова «максимально быстро» в устах представителя регулятора означают: есть риск того, что приняты не те решения, что нужны российской экономике. Борьба с наличными не всегда идет во благо населению.

Карты, чтобы снять наличные

Каких успехов уже достигла Россия на пути к светлому безналичному будущему, что ей мешает идти дальше и что будет, если регулятор продолжит упорствовать в продвижении вперед, несмотря на проблемы?

По данным самого Банка России, доля безналичных расчетов платежными картами в общем объеме розничной торговли, платных услуг населению и обороте общественного питания выросла за десять лет почти в 14 раз: с 2,2% в 2006-м до 30,5% в 2016 году. «Темпы роста безналичного оборота в России самые высокие среди развитых и развивающихся стран, и, по нашим оценкам, уже через 8—10 лет доля безналичных платежей в России может вырасти до уровня 50%», — считает управляющий директор «БКС Ультима» Станислав Новиков.

По мнению регулятора, такому росту способствует прежде всего внедрение современных платежных технологий и сервисов. Достаточно вспомнить появление Apple Pay и Samsung Pay. «Каждый раз, когда происходит скачок в технологии, потребитель начинает тратить больше из-за удобства, простоты и скорости проведения платежа», — объясняет специалист кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления «Сколково» Егор Кривошея.

Тем не менее до сих пор около 70% операций по картам в России — это снятие наличных. «Из последнего опроса ВЦИОМ стало известно, что треть россиян всегда расплачивается только наличными», — возвращает с небес на землю заместитель председателя правления платежной системы «Лидер» Константин Соловьев. Что мешает дальнейшему развитию безналичного обращения? В первую очередь — отсутствие стабильной инфраструктуры, дефицит доверия со стороны населения и бизнеса и теневой сектор экономики, растущий в условиях кризиса. Как регулятору преодолеть эти препятствия?

Норвегия или Индия: с кого нам брать пример

Сокращение хождения наличных — давняя мечта наших чиновников. Меняются лишь образцы для подражания. В январе 2017 года министр финансов Антон Силуанов привел в пример Индию, которая в ноябре прошлого года объявила войну крупным купюрам, потребовав от населения обменять их в течение пары дней. Правда, министр не стал углубляться в детали и говорить, что результатом этой инициативы стала смерть 33 человек в первые же дни реформы, а падение ВВП составило 2%.

Ольга Скоробогатова предлагает равняться на Швецию, Финляндию и Норвегию, где доля безналичного обращения достигает 85—90%. Может, такой пример более удачен? Тем более что Швеция вообще является мировым лидером безналичных платежей, страной, где наличные трансакции почти не совершаются. «Необходимо отметить, что переход на безналичные платежи в сопоставимых по размерам с экономикой и территориями РФ странах никогда не осуществлялся. Поэтому опыт других стран применять необходимо с оглядкой на обязательные корректировки», — говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.

«Во всех трех странах (Швеции, Финляндии и Норвегии. — Прим. Банки.ру) живет в сумме порядка 30 миллионов человек, в основном в крупных городах, которых на все три страны семь, — напоминает о различиях руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров. — К тому же уровень жизни в этих странах несравнимо выше, чем в России. Реальные доходы населения по паритету покупательной способности выше не менее чем на 80%».

Интересен и пример Великобритании, где уже в начале века доля наличных платежей снизилась до 20% от всех расчетов внутри страны, обращает внимание Егоров. Более того, властям даже пришлось идти на обратные меры и стимулировать мелкие наличные расчеты.

Но давайте посмотрим, что общего у этих положительных примеров. «Проблема с избыточным хождением наличных средств быстро и эффективно решается ростом реальных доходов населения и развитием розничного кредитования», — утверждает Даниил Егоров. Дело за малым…

Меньше наличных — больше «тени»?

Одна из главных целей увеличения доли безналичных платежей — борьба с теневым сектором экономики. Меньше кеша — меньше способов уклониться от налогов, что крайне хорошо для бюджета, в котором по итогам 2016 года образовалась «дыра» размером в 3,5% ВВП.

Теневой сектор — это зло, но в некоторых условиях — наименьшее из возможных. Ограничительные меры по наличному обороту приведут к падению теневой экономики. Но это падение окажется больше, чем рост белой, предупреждает советник по макроэкономике генерального директора БД «Открытие» Сергей Хестанов. И это существенный момент. Банки.ру уже писал о том, что в условиях кризиса неформальная занятость — это не только не выплаченные налоги. Это прежде всего способ выжить, когда формальный рынок труда попросту не дает такой возможности. Серая экономика, в которую, по данным Росстата, вовлечены до 30% всех занятых, отчасти компенсирует населению издержки кризиса. Однако, как считает Хестанов, у властей в приоритете сейчас бюджет, ведь низкий дефицит — это залог устойчивости системы в целом.

Впрочем, не факт, что теневой сектор от бурного роста безналичных платежей станет меньше… «Учитывая растущую нагрузку на бизнес и население, мало кто готов к «выходу из тени», — считает Андрей Люшин. — Различные запреты и ограничения только сделают теневую экономику более жесткой, а бороться с ней станет тяжелее».

Например, если говорить о торговле, технически переход на прием безналичных платежей не так уж и дорог — если речь, конечно, не идет о сельском магазине. Стоимость POS-терминалов с подключением в среднем составляет 15—30 тыс. рублей, сервисное обслуживание — 700—1 500 рублей в месяц, комиссия платежным системам и т. д. — в целом расходы бизнеса на прием безналичных платежей составляют около 2—2,5% от оборота, говорит Люшин. Зато снижаются расходы на инкассацию. Но дело не столько в этой сумме, сколько в необходимости демонстрировать все свои доходы. «Насильственный перевод торговых точек на «банковские карты» приведет к росту черной бухгалтерии, а это негативно отразится на собираемости налогов с торгового сектора», — полагает Егоров.

Насильно мил не будешь

«Главная проблема развития безналичных платежей — снизившийся кредит доверия людей к банкам, — считает Даниил Егоров. — Частые отзывы лицензий, регулярные сбои в работе онлайн-банкинга и в целом нервозная ситуация в банковском секторе, лишь недавно сменившаяся умеренным оптимизмом, способствуют падению доверия населения к кредитным организациям. Поэтому первое, что делает ощутимая часть людей, получающих деньги на банковскую карточку, это отправляется в банкомат и снимает как можно больше».

Энтузиазм, с которым ЦБ отзывает банковские лицензии, здорово подкосил веру населения в банки. Поэтому все больше людей предпочитают хранить свои сбережения «под матрасом». «Если в 2014 году хранить деньги в наличности в разных валютах, по нашим опросам, предпочитали 47% россиян, то в 2016-м — уже 69%, — говорит Даниил Егоров. — Данные ВЦИОМ менее драматичны. По данным их опросов, доля любителей кеша не превышает 40%. Однако факт остается фактом: людей, желающих доверить свои сбережения банкам, больше не становится».

Население и бизнес крайне болезненно реагируют на любые попытки власти ограничить наличный оборот. Публикация короткой новости о заявлении Ольги Скоробогатовой собрала на Банки.ру около 200 комментариев. Очевидно, люди боятся, что регулятор решит сосредоточиться на административных мерах, пренебрегая рыночными. Проигравшими в таком случае окажемся, как всегда, мы с вами. Впрочем, и банки тоже: если граждане почувствуют, что могут столкнуться со сложностями при снятии денег в банке, они просто их туда предпочтут не класть.

Ряд административных мер, ввести которые вполне во власти ЦБ, могут лишь усугубить положение бизнеса, негативно повлиять на его прибыль. К нежелательным решениям регулятора опрошенные нами эксперты отнесли повышение комиссии на инкассацию на уровне РКЦ, уменьшение максимальной суммы наличных расчетов, введение повышенного НДС при оплате наличными, а также дополнительные штрафы.

Впрочем, против недоверия (или, что еще хуже, против утраченного доверия, а именно его мы и имеем в виду в отношениях между гражданами и государством) есть проверенный рецепт — любовь и долготерпение. Не запреты, а стимул. Ясные правила игры. Гарантии. Надо сказать, что безналичное обращение и так развивается неплохими темпами. Банку России следует лишь понять, каких мер от него ждет бизнес. И каких — боится дождаться.

Пряник вместо кнута

«Сейчас экономика восстанавливается после кризиса, и в целом в мире ожидания роста крайне умеренные. По этой причине именно сейчас структурные трансформации платежной системы являются более чем уместными», — считает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Итак, чего можно было бы ожидать от регулятора?

Если ЦБ хочет и дальше развивать безналичные платежи, необходимо создать условия для роста рынка пластиковых карт. «Скажем, для малых банков крупномасштабные эмиссии невозможны из-за ограниченного числа банкоматов, небольшой сети банков-партнеров и дороговизны услуг эквайринга, которые они вынуждены закупать у партнеров, — поясняет Даниил Егоров. — Почему не стимулировать развитие «общих» процессинговых центров? Это не понравится крупным банкам, но поможет мелким».

Что касается розничной торговли, Банк России может стимулировать переход на безналичную оплату, как в свое время стимулировал рынок зарплатных проектов. Сейчас такой переход означает, что для сохранения маржи розничному продавцу необходимо поднять цену товара на 1—5%, говорит Егоров. «Если же ввести определенные льготы для банков, предлагающих дешевые и супердешевые проекты по безналичному расчету (например, взять на себя комиссию за банковские трансакции — пусть не полностью, хотя бы на 70%), это значительно поможет малым и средним торговым предприятиям», — уверен эксперт. В целом необходимо, чтобы нагрузка на продавца в случае, когда покупатель платит безналичным способом, была меньше, убежден Константин Соловьев из платежной системы «Лидер».

Впрочем, у торгового бизнеса есть свой развернутый ответ, чего они ждут от властей.

Карточный спор: борьба за равенство

В марте «Опора России» направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) доклад, в котором говорится, в частности, о том, что для сферы торговли один из главных факторов, препятствующих работе с безналом, — высокая стоимость обслуживания безналичных платежей по сравнению с наличным оборотом. «На сегодняшний день в интернет-торговле 97% занимают непродовольственные товары, — пишут авторы доклада. — Стоимость торговой уступки (эквайринга) для таких интернет-магазинов варьируется от 1,6% до 3,5% в зависимости от оборотов компании (при этом ставка 1,6% доступна только компаниям с многомиллиардными оборотами). Для сравнения: совокупная стоимость обслуживания наличного оборота составляет от 0,1% до 0,5%».

Кроме того, комиссия одной и той же платежной системы зависит от того, какой товар приобретает потребитель. «Например, при оплате простой дебетовой картой с чипом Mastercard продовольственных товаров межбанковская комиссия составляет 1,3%, при оплате бензина — 1,2%, при оплате услуг турагентства — 1%, а при заказе еды в предприятии быстрого питания — 0,5%. Самые высокие тарифы установлены для ретейлеров, реализующих непродовольственные товары. Так, при оплате одежды, бытовой техники или электроники межбанковская комиссия составляет 1,6%», — отмечается в докладе.

Все это, по мнению «Опоры России», создает неравные условия доступа на рынок. Выход в создавшейся ситуации авторы доклада видят в государственном регулировании ставок interchange, которые устанавливаются платежными системами. «Так, в странах Евросоюза разбирательства антимонопольных органов привели к законодательному ограничению максимальных ставок межбанковской комиссии на территории всего Евросоюза на уровне 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт вне зависимости от категории приобретаемых товаров», — приводят пример авторы доклада.

Кстати, регулирование комиссии эквайера могло бы решить еще одну проблему. Константин Соловьев из ПС «Лидер» обращает внимание на то, что оплата крупных покупок наличными зачастую связана с ценой, которую приходится платить продавцу за прием карты. От 1,5% и больше от стоимости покупки могут стать очень крупной суммой, если речь идет о покупке автомобиля или недвижимости.

Эволюция вместо революции

В самом ЦБ на запрос Банки.ру ответили, что «Банк России выступает за эволюционный переход к безналичным платежам». Рынок пока идет по четко обозначенному курсу. «Сумма безналичных платежей по банковским картам к 2020 году вырастет до 21 триллиона рублей, — приводит анализ рынка вице-президент, директор департамента эквайринга ВТБ 24 Алексей Киричек. — Это будет происходить за счет существенного роста количества безналичных трансакций по картам, но при снижении среднего чека».

К 2020 году половина покупок будет осуществляться с помощью карты. Способствовать этому будут в первую очередь технологии. В частности, проникновение Интернета: 76% населения будут использовать Интернет на мобильных устройствах. Основным трендом для интернет-торговли станет переход интернет-магазинов в формат мобильных приложений, перечисляет Алексей Киричек.

Банки будут развивать свою инфраструктуру. Так, Сбербанк обещает до конца 2017 года перевести все свои POS-терминалы на работу по бесконтактной технологии, позволяющей расплачиваться картами или смартфонами по технологии Apple Pay и Samsung Pay (на данный момент доля таких терминалов составляет 70%).

А что будет предпринимать ЦБ? «В целях дальнейшего стимулирования безналичных расчетов Банком России реализуется стратегия развития Национальной платежной системы, предусматривающая содействие развитию новых технологий и платежных сервисов, совместные инициативы по повышению дигитализации государственных сервисов, развитие института удаленной идентификации для возможности проводить безналичные операции дистанционно и другое», — заявили порталу Банки.ру в пресс-службе регулятора.

Главное, чтобы тренд на усиление контроля, который все явственнее проглядывает во всех областях экономики и политики, не привел к тому, что Банк России вдруг решит, что эволюция наличных платежей в сторону безналичных — это слишком долго.

Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru

Источник: Banki.ru